Скрытые детали в «Трое»: что вы упустили спустя 20 лет?

14 мая 2004 года в кинотеатрах состоялся релиз фильма «Троя». Этот дорогостоящий блокбастер стал очередной интерпретацией эпической истории о Троянской войне, которая разразилась между ахейцами и троянцами из-за прекрасной Елены. Создатели из студии Warner Brothers активно старались воплотить гомеровский эпос на экране через масштабные декорации, звездный состав актеров и зрелищные сражения. 

Спустя 20 лет после премьеры фильма, давайте рассмотрим, прошел ли он испытание временем: стоит ли возвращаться к этому произведению или уже пора ассоциировать его с прошлым? 

Сложно просто так завладеть Троей

Фильм, посвященный Троянской войне, входит в категорию так называемых неопеплумов. Это произведение не появилось совершенно случайно: оно продолжает долголетнюю традицию одного из старейших голливудских жанров.После того как в 1964 году фильм «Падение Римской империи» получил прохладные отзывы, эпоха пеплумов в Голливуде завершилась. Этот жанр исторического кинематографа, возникший в Италии и быстро завоевавший популярность, особенно в Соединенных Штатах, черпал сюжеты из Библии, античной истории и мифологии. Пеплумы отличались зрелищными батальными сценами, впечатляющими панорамными кадрами и продолжительным хронометражем. Один из самых известных фильмов этого жанра, «Бен-Гур» (1959), длится почти четыре часа. В конце концов, зрителям надоел избыточный масштаб, и монументальные эпопеи временно исчезли с радаров.

«Елена Троянская» (1956), экранизация Гомера из старого Голливуда

Интерес к пеплумам возродился в начале XXI века, благодаря фильму Ридли Скотта «Гладиатор» (2000), который был удостоен премии «Оскар». Скотт сумел обновить традиции жанра и адаптировать их для современного зрителя. История Максимуса и Коммода частично является ремейком «Падения Римской Империи», что привело к возрождению жанра спустя десятилетия. После успеха «Гладиатора» последовали другие фильмы в схожем стиле, который получил название неопеплум, хотя оно не закрепилось из-за быстрого затухания волны. Несмотря на кратковременность, 2004 год ознаменовался успехом таких фильмов, как «Александр», «Король Артур» и, конечно, «Троя». Последний можно считать одним из наиболее удачных примеров неопеплумов. 

Гроза богов: рассказ о отчаянной борьбе Ахиллеса

Кинолента «Троя» получила впечатляющий бюджет в размере около 170 миллионов долларов, что на тот момент сделало её одним из самых дорогих проектов. Для создания завораживающих батальных сцен и атмосферных декораций задействовали природные и архитектурные локации, включая мальтийские осады и живописные мексиканские пляжи.

В качестве статистов в фильме участвовали не только мексиканцы со средиземноморским типом лица, но и специально приглашённые болгарские атлеты

В фильме участвовали многие знаменитости. Брэд Питт воплотил образ легендарного Ахиллеса, Эрик Бана выступил в роли Гектора, а Орландо Блум сыграл Париса. В фильме снимались и другие талантливые актеры: Брайан Кокс в роли Агамемнона, Шон Бин как Одиссей и Диана Крюгер в роли Елены. Музыка к фильму также прошла через драматическую историю: изначальная музыкальная дорожка от Габриэля Яреда не удовлетворила студию, и за несколько недель до премьеры заказ был передан Джеймсу Хорнеру, известному по работе на «Титанике». Хорнер сумел уложиться в кратчайшие сроки и создал саундтрек, который остался в памяти зрителей.

Ахилл Брэда Питта — ходячий символ фильма

Работа над сценарием была в руках Дэвида Бениоффа, сценариста с весьма скромным опытом на тот момент. Однако впоследствии он стал известен благодаря проекту «Игра престолов». Сюжет фильма адаптирован с учётом необходимости максимально приблизить древние сюжеты к современному зрителю, что выражается в отсутствии богов и мифических элементов, акценте на психологических аспектах классических персонажей и драматических линиях историй, таких как любовь Елены и Париса.Изменения в оригинальном мифе привели к значительным отклонениям, например, к изменению судьбы многих героев, но это привнесло в фильм больше драматической глубины и напряжённости. 

Царь Приам — великий Питер О’Тул в одной из последних ролей

Несмотря на критику за отклонения от канонических мифов, фильм остался в анналах кинематографии как зрелищное произведение, представляющее античные истории в новом свете. Зрители наслаждаются блеском баталий и драмой человеческих отношений, что является главной силой картины. В заключение, хотя «Троя» не представляет полную историю Троянской войны, её экранизация остаётся интересной и стоит просмотра, особенно если вы цените масштабные исторические полотна с большим количеством экшн-сцен.

Кассовый успех, но неоднозначные отзывы

На Каннском кинофестивале фильм получил значительное внимание, и его кассовые сборы достигли почти полумиллиарда долларов по всему миру. Этот успех помог фильму войти в список самых прибыльных кинокартин своего времени. Не смотря на коммерческий успех, критики неоднократно высказывали недовольство из-за изменений сюжета и ставили под вопрос адаптацию сценариста. Некоторые критики и актёры остались недовольны, однако зрители оценили фильм за его динамичность и зрелищность.