Планета обезьян: Новое царство» - новый «Аватар» постапокалипсиса?

Спустя более трех столетий после того, как вирус уничтожил значительную часть человечества, мир заняли мутировавшие приматы. Главный герой, шимпанзе по имени Ной, живет в небольшом клане, разводит орлов и опасается встреч с "голокожими" людьми. Но настоящую угрозу для него представляют другие приматы. Его деревушку находит великий завоеватель Проксимус, который объединил многих обезьян под знаменем Цезаря с помощью огня и электрошока.

Жанр: постапокалиптический эпос

Режиссёр: Уэс Болл

В главных ролях: Оуэн Тиг, Фрейя Аллан, Кевин Дюран

Премьера: 8 мая 2024

Напоминает: «Конан-варвар», «Водный мир», «Аватар: Путь воды»

«Новое царство» базируется на прочном фундаменте трилогии Цезаря с Энди Серкисом. Эти ленты совершили прорыв в технологии «захвата движения» и запомнились зрителям как качественная научная фантастика. Однако этот фильм не надо рассматривать как продолжение. Мудрый Цезарь давно ушел в мир иной — фильм стартует с его похорон, устанавливая связь с предыдущими частями. Новая команда во главе с режиссером и сценаристами создает ленту про новое время и новых персонажей, которых олицетворяют свежие актеры. Появился свой уникальный стиль, который характеризует фильм как зрелищный блокбастер на уровне «Аватара».Творческий путь режиссера Уэса Болла ознаменовался трилогией «Бегущий в лабиринте». Хотя эта подростковая антиутопия не принесла ему большого успеха, уже тогда стало понятно, что Боллу дано искусно передавать атмосферу постапокалипсиса. В «Новом царстве» он раскрыл эту эстетику в полную силу. Теперь его точно перестанут путать с похожим по фамилии режиссером Уве.

Как похорошел город при обезьянине!

Фильм удивляет своей визуальной реализацией постапокалиптической тематики. Некоторым сценам хочется сразу найти место в коллекциях на тему «Земля после исчезновения людей». Природные пейзажи гармонично сливаются с руинами, и часто сложно понять, какие сцены сняты вживую, а какие — с созданием через графику. Прошло несколько столетий с момента исчезновения человечества, и теперь города уже интегрированы в природные ландшафты. Например, дом Ноя напоминает местечко на деревьях, словно из мира эльфов или на’ви, и лишь когда его деревня охвачена пламенем, становится ясно, что вместо деревьев там были столбы ЛЭП.Воспринимается этот фильм как фэнтези-эпос, хотя формально магии нет. По своему духу, сюжет напоминает историю какого-то фэнтезийного народа, живущего среди древних реликтов. Обезьяны здесь предстают не как просто умные животные, а как гордый варварский народ, ведущий беседы на английском, скачущие на лошадях, следующих традициям и почитающих природу. Сюжетная линия перекликается с классическими элементами, как в «Конане-варваре»: дом героя разрушен врагами, и он пускается в путешествие за предводителем, устроившим себе культ.

Проксимусу не хватает харизмы Кобы. Зато он цитирует «Дорогу ярости»!

Основной конфликт в фильме проще по сравнению с прежними частями о Цезаре, но социальные темы присутствуют. Как и раньше, чередуются различные антагонисты: от аморальных компаний (люди), радикала Кобы (приматы) до милитариста-полковника (люди). Теперь злодей является обезьяной — Проксимус, который объявил себя наследником Цезаря и, прикрываясь его именем, расширяет границы империи, завоевывая людей и обезьян. Его пример — напоминание, как легко извратить благие мысли для собственных захватнических целей. Цезарь говорил: «Вместе мы сильны», и вот Проксимус хочет именно так единство использовать — через подчинение.Сценаристам не удалось уйти глубже за рамки этой идеи. Герои вслух обсуждают, могут ли люди и приматы сосуществовать, или они обречены на противостояние из-за человеческой алчности. На самом деле сюжет остается простым: есть положительные персонажи — клан Ноя и его союзники, и противоположные — Проксимус и его сторонники; с обеих сторон по одному человеку. Здесь нет конфликта видов и моральной неоднозначности.

Девушку называют Нова — такова традиция. В серии было уже несколько героинь с таким именем, но впервые у девушки есть настоящее имя

«Новое царство» менее похоже на социальную фантастику и больше напоминает эпический блокбастер с красочным миром и великолепными декорациями. Как и любой эпос, фильм длится около двух с половиной часов, и это чрезмерно много. Сюжет не настолько сложен, чтобы оправдать продолжительность. Особенно это ощущается в третьем акте, когда герои оказываются в плену и становятся лишь наблюдателями. На какое-то время исчезают приключения и красочные сцены, остаются только пустые диалоги, где злодеи пытаются убедить героев. Не совсем ясно, почему Проксимус так сосредоточен на Ное и стремится его привлечь на свою сторону. Похоже, что Ной ничем не выделяется среди остальных шимпанзе.Главной проблемой финальной части является отсутствию ставки, четкого понимания, что приносит победа или поражение. Наиболее важные мотивы скрыты, вероятно, чтобы сохранить интригу. Вместо понятной мести за отца мы сталкиваемся с некой «коробкой с тайной» и якобы очень ценным артефактом. Историческое значение человеческой девушки раскрывается лишь в финальных кадрах и оказывается не столь значительным, как ожидалось. Противостояние с главным антагонистом, Проксимусом, завершается отнюдь не грандиозно. Вместо символической и напряженной кульминации зритель видит, скорее, забавную сцену. Этот недостаточно обдуманный финал, вложенный в разительно сильное начало, оставляет о себе не самое позитивное впечатление.

Декорации третьего акта напоминают о «Водном мире»

Однако не стоит полагать, что упомянутые недостатки могли бы погубить фильм. «Новое царство» — это увлекательное и зрелищное кино, несмотря на свои огрехи. Эта лента может преодолеть «проклятие обезьян», существующее в сознании многих зрителей. Нередко люди отказываются смотреть что-то из серии «Планета обезьян» лишь из предвзятости по отношению к «глупым обезьянам». Даже трилогия Цезаря не смогла полностью избавиться от таких стереотипов. Возможно, «Новое царство» с его впечатляющими визуальными эффектами и атмосферой фэнтезийного мира заставит зрителей относиться к этой франшизе серьезнее.

Эта художественная работа представляет из себя красивый фильм, раскрывающий идею «мира после людей». В нем соединились элементы фэнтези-эпоса с захватывающими приключениями, тайнами и рядом глубоких размышлений. Пусть его развитие слегка затянуто и теряется в конце, к тому моменту, вы уже готовы ему это простить.