«Гаттака» возвращается: пророческий фильм о будущем уже здесь!

«Я одолжил тебе своё тело. Ты одолжил мне свои мечты.»

Эндрю Никкол, возможно, не самый легендарный футуролог среди режиссёров, но он наверняка самый последовательный в своих видениях. Он посвятил более двух десятилетий созданию изысканных антиутопий, исследуя последствия технологического прогресса на наше общество. В его картинах часто поднимается тема идентичности и симуляции, где герои создают для окружающих образ идеального «я», вступая в противоречие с собственной, далеко не безупречной человеческой сущностью.

Работа Никкола над своим первым фильмом могла начаться с проекта «Шоу Трумана». После написания сценария он надеялся выступить и в роли режиссёра, однако опытные продюсеры остановили его. Дебютный фильм за 80 миллионов долларов оказался слишком рискованным. Впрочем, у Никкола был в запасе ещё один проект на 20 миллионов: «Гаттака».

Гаттака Во время съемок между Турман и Хоуком завязались такие тесные отношения, что они поженились. Их союз продлился до 2004 года.

На фоне привычной фантастики из Голливуда, «Гаттака» выглядела уникально. Это неспешный минималистичный триллер о молодом человеке с генетическими «недостатками», который принимает чужую генетическую идентичность, чтобы проникнуть в элитный центр по подготовке астронавтов. Кинематографическую команду фильма составили в основном европейские мастера артхауса, а главные роли сыграли перспективные, но ещё не очень известные актёры, среди которых Итан Хоук и Джуд Лоу. Единственными настоящими звёздами были Ума Турман и писатель, интеллектуал Гор Видал.

Очарование «Гаттаки» заключается не только в её удивительной атмосфере, напоминающей классические нуары середины XX века, но и в её эстетике, вдохновлённой фильмами вроде «Альфавиль» Годара и «THX-1138» Лукаса. Всё развитие событий происходит в будущем с налётом ретро — великолепные старинные автомобили и архитектура середины прошлого века создает уникальную атмосферу этой вселенной.

Центральной темой картины является эйфорическое отношение к генной инженерии, ставшей особенно актуальной в 1990-е. Тогда социологи предвидели наступление эры, где элитарность будет определяться генетической идеальностью. Никкол исполнил своё видение такого будущего, не забывая оптимистично предположить, что человеческая сущность и творческий дух способны подняться над ограничениями общества.

Гаттака 

Лестница в жилье Джерома стилизована под знаменитую ДНК-спираль.

«Гаттака» не имела кассового успеха, тем не менее стала вдохновением для интеллигентных кинолюбителей и специалистов в области биоэтики. Завоевать Голливудское признание Никколу помог фильм «Шоу Трумана», через год после которого он превратился в одного из самых востребованных сценаристов. Однако, находясь уже в кругу киноэлиты, Никкол остался верен своему стилю, снимая картины с уникальной авторской составляющей. Как утверждает главный герой «Гаттаки»: «гены не определяют судьбу» — даже в мире кинематографа.